Стендовая экспозиция, подготовленная музеем истории Санкт-Петербургской епархии, посвященная 80-летию полного освобождения Ленинграда от блокады, открылась 16 января в ротонде Мариинского дворца. В церемонии открытия принял участие епископ Кронштадтский Вениамин.
Собравшихся приветствовал заместитель председателя Заксобрания Николай Бондаренко. "27 января исполняется 80 лет полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, - сказал он. - Когда читаешь статистику тех лет, слезы наворачиваются на глаза. Блокада длилась 872 дня, из них 611 дней были бомбардировки. Летом 1943 года бомбардировка продлилась тринадцать с половиной часов - люди не могли выйти на улицы. На город было сброшено 150 тысяч бомб, были разрушены 840 заводов, 526 школ и детских садов, 187 памятников культуры. Такого горя не испытал ни один город в истории человечества. Несмотря на голод, смерть, холод у горожан была вера в Победу, и в этом была весомой роль Церкви. В советские годы об этом было не принято говорить, но Церковь явилась духовной опорой, помогавшей жителям Ленинграда перенести эти нечеловеческие испытания".
Николай Бондаренко зачитал приветствие председателя Заксобрания Александра Бельского.
Была объявлена благодарность коллективу музея епархии и епархиальному древлехранителю Ивану Раевскому.
Николай Бондаренко зачитал приветствие председателя Заксобрания Александра Бельского.
Была объявлена благодарность коллективу музея епархии и епархиальному древлехранителю Ивану Раевскому.
"С помощью этой выставки мы прикасаемся к страшным страницам нашей истории, - сказал владыка Вениамин. - К сожалению, нам нужно было это пережить. Говоря о тех, кто реально внес вклад в Победу, мы понимаем, что на примере их жертвенного служения можем созидать будущее России. Сейчас, слава Богу, стали говорить о роли Церкви в годы Великой Отечественной войны. Священнослужителей в городе было не много - тогда действовали всего десять храмов. Но эти священнослужители были теми пастырями, которые показывали жертвенную любовь к своему народу и своей Родине, оставались верными до конца, поднимали дух народа. Они стали примером для нас, как надо любить свою страну, стоять за свою Родину. Хотелось бы, чтобы они стали примером для молодого поколения".
Экскурсию по экспозиции провел Иван Раевский. Он рассказал, что с первых дней блокады была договоренность с городскими властями, чтобы в храмы поставляли муку, вино и воск для совершения богослужений. В страшную блокадную зиму мертвецов не успевали хоронить, во всех храмах лежали покойники. Священники служили в шубах, валенках. В храмах замерзало лампадное масло. Божественную литургию служили редко, на это не хватало сил. В основном совершались панихиды и заочные отпевания, очных отпеваний становилось все меньше.
По свидетельству родственников Ивана Раевского, в блокаду первыми стали умирать молодые, цветущие мужчины. Сначала хоронили в гробах, потом гробов стало не хватать. Его прабабушку похоронили на Богословском кладбище в гробу, сделанном из шкафа, а потом просто стали заворачивать покойников в саваны. В годы блокады 12 священников умерли от голода. На Пасху в 1942 году была страшная бомбежка, попадали и в храмы.
Несмотря на бедственное положение горожан, митрополит Алексий (Симанский) объявил сбор средств на нужды армии. На деньги ленинградцев была построена танковая колонна.
В годы войны практически прекратились гонения на Церковь, потому что властям стало ясно, но только духовная поддержка поможет людям победить. Со своими страданиями люди шли в храм. Сохранилась история о том, как в храм святого князя Владимира в Лисьем Носу приехала танковая колонна, они заказали молебен о здравии и уехали обратно на фронт.
В начале войны был открыт закрытый было Серафимовский храм на Серафимовском кладбище. Там чудом сохранились колокола, когда во всех храмах колокола снимали и отдавали в переплавку; прихожане зарыли их под полом. Когда город освободили от блокады, прихожане подняли колокола на колокольню и звонили целый день. С тех пор колокольный звон в городе не запрещали.
Важная часть экспозиции - серия стендов "Бессмертный полк" епархии, посвященных священнослужителям - участникам войны.
Иван Раевский подчеркнул, что Церковь с первых дней войны включилась в общее дело Победы, духовно поддерживая людей.
Выставка продлится до конца января.
По свидетельству родственников Ивана Раевского, в блокаду первыми стали умирать молодые, цветущие мужчины. Сначала хоронили в гробах, потом гробов стало не хватать. Его прабабушку похоронили на Богословском кладбище в гробу, сделанном из шкафа, а потом просто стали заворачивать покойников в саваны. В годы блокады 12 священников умерли от голода. На Пасху в 1942 году была страшная бомбежка, попадали и в храмы.
Несмотря на бедственное положение горожан, митрополит Алексий (Симанский) объявил сбор средств на нужды армии. На деньги ленинградцев была построена танковая колонна.
В годы войны практически прекратились гонения на Церковь, потому что властям стало ясно, но только духовная поддержка поможет людям победить. Со своими страданиями люди шли в храм. Сохранилась история о том, как в храм святого князя Владимира в Лисьем Носу приехала танковая колонна, они заказали молебен о здравии и уехали обратно на фронт.
В начале войны был открыт закрытый было Серафимовский храм на Серафимовском кладбище. Там чудом сохранились колокола, когда во всех храмах колокола снимали и отдавали в переплавку; прихожане зарыли их под полом. Когда город освободили от блокады, прихожане подняли колокола на колокольню и звонили целый день. С тех пор колокольный звон в городе не запрещали.
Важная часть экспозиции - серия стендов "Бессмертный полк" епархии, посвященных священнослужителям - участникам войны.
Иван Раевский подчеркнул, что Церковь с первых дней войны включилась в общее дело Победы, духовно поддерживая людей.
Выставка продлится до конца января.