Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в храме апостолов Петра и Павла Сестрорецка
В праздник Рождества Иоанна Предтечи, 7 июля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в храме святых апостолов Петра и Павла в Сестрорецке.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель, благочинный Курортного округа протоиерей Михаил Петропавловский с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.
За усердное служение Святой Церкви протоиерей Михаил Петропавловский был награжден правом служения Божественной литургии с открытыми Царскими вратами до "Отче наш".
Клирик храма Смоленской иконы Божией Матери диакон Иоанн Бузин был рукоположен во пресвитера. Чтец того же храма Иван Кисов рукоположен во диакона.
Было совершено славление святому Иоанну Предтече.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель, благочинный Курортного округа протоиерей Михаил Петропавловский с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.
За усердное служение Святой Церкви протоиерей Михаил Петропавловский был награжден правом служения Божественной литургии с открытыми Царскими вратами до "Отче наш".
Клирик храма Смоленской иконы Божией Матери диакон Иоанн Бузин был рукоположен во пресвитера. Чтец того же храма Иван Кисов рукоположен во диакона.
Было совершено славление святому Иоанну Предтече.
"Об Иоанне Крестителе пророчествовали уже в Ветхом Завете, - сказал владыка в проповеди. - Пророк Исаия говорил то, что затем повторил сам Иоанн: "Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему" (Ис. 40:3). Пророк Малахия также упоминал о нем: "Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною" (Мал. 3:1). Отец Иоанна, старец Захария, вновь обретя способность говорить - ангел снял с него немоту, - тоже пророчествовал о нем: "И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предыдешь пред лицом Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира" (Лк. 1:76-79). Действительно, миссия Иоанна была велика. В те времена Иудея была под римским владычеством, иудеев преследовали, заставляли платить дань. Им это было не по душе: как же так, они - богоизбранный народ, а какие-то язычники римляне над ними властвуют. Их вера поколебалась. Появились политические "партии" - фарисеи, саддукеи, которые враждовали, кто-то даже не веровал в вечную жизнь. Они пытались регулировать жизнь внешнюю, а о духовной никто не заботился. Учение было искажено, в том числе понятие о Мессии. Иудеи считали Его политическим лидером, который освободит их от римского ига, и они станут первыми среди народов земли. Их неправильное восприятие надо было изменить - такая миссия была возложена на Предтечу. Выйдя на Иордан, он стал объяснять, что Христос будет духовным вождем: "Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем" (Мф. 3:11). И у многих представление о Мессии изменилось. Иоанн говорил об Иисусе: "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" (Ин. 1:29). Такая миссия была у пророка".
"Мы часто неправильно понимаем слово "пророк", как и слово "старец", - продолжил архипастырь. - Люди ездят, ищут "старцев" - зачем? Они хотят, чтобы им предсказали будущее. Это ошибка: пророки и старцы - не для этого, а чтобы отвращать людей от грехов, направлять их умы и сердца к Богу. Пророки иногда действительно предсказывали будущее, но если люди каялись, Господь, бывало, и не исполнял решение о них. Пророку Ионе Он сказал: "Встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня" (Ион. 1:2). Иона не хотел идти, поплыл на корабле в другие края, но оказался во чреве кита. Господь освободил его и вторично послал к нераскаянным жителям города, чтобы Иона сказал: "Еще сорок дней и Ниневия будет разрушена!" (Ион. 3:4) Ниневитяне вняли его предостережению, стали поститься и молиться, "и увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел" (Ион. 3:10). То есть Господь изменил Свое решение, видя, что они принесли покаяние. А Иона расстроился - как же так, он предупредил их о наказании, а этого не случилось. Неужели его миссия напрасна? Господь объяснил ему, что Бог - не для того, чтобы губить, а чтобы спасать. Поэтому задача пророка и любого священника - приводить людей к Богу, отвращать от греха, ставить на путь покаяния. Это показал Иоанн Креститель. Он произносил грозные, пламенные речи, народ каялся, исповедовал грехи, и многие потом пошли за Христом. Мы благодарим Предтечу за то, что он открыл нам Христа, показал дорогу к Нему. Иоанн продолжает учить нас покаянию - второму крещению. Без покаяния мы не спасемся. Оно делает нас людьми Божиими, мы очищаемся и, чистые, можем войти в Царствие Небесное".
"Помимо покаяния мы можем много взять уроков у Иоанна Предтечи - постничество, молитвы, смирение. Его смирение было удивительным. Обладая такими дарованиями, он сознательно отошел на второй план, когда Христос вышел на проповедь. Ученики удивлялись, что он не пытается противопоставить себя Иисусу: "Равви́! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему" (Ин. 3:26). Иоанн ответил: "Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним. Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться" (Ин. 3:28-30). Мы знаем, что смиряться трудно, особенно если обладаешь дарованиями или властью. Начальники и талантливые люди не любят смиряться. А Иоанн смирялся, как и Матерь Божия - какими дарами Она обладала! Их пример учит: какие бы мы должности ни занимали, какими талантами ни обладали, должны быть смиренными, потому что все это не от нас, это Бог дал. Мы должны Его благодарить, что Он нас терпит, грешников, на земле, продлевает нам жизнь - исключительно для покаяния и исправления, а не для наслаждения ею и приобретения материальных благ. Предтеча говорил: "У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же" (Лк. 3:11). Воинов, которые приходили к нему, напутствовал: "Никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем" (Лк. 3:14). Он просил делиться с людьми. Все же здесь останется, нужно довольствоваться только самым необходимым, а все накопленное либо моль съест, либо наследники выбросят на свалку. Поэтому еще при жизни надо делиться с ближними. У Предтечи можно найти множество советов, которые вполне применимы к современной жизни. Мы сегодня молились ему, просили, чтобы наставить нас на путь покаяния, исправления, чтобы нам успеть принести плоды этого покаяния", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
"Мы часто неправильно понимаем слово "пророк", как и слово "старец", - продолжил архипастырь. - Люди ездят, ищут "старцев" - зачем? Они хотят, чтобы им предсказали будущее. Это ошибка: пророки и старцы - не для этого, а чтобы отвращать людей от грехов, направлять их умы и сердца к Богу. Пророки иногда действительно предсказывали будущее, но если люди каялись, Господь, бывало, и не исполнял решение о них. Пророку Ионе Он сказал: "Встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня" (Ион. 1:2). Иона не хотел идти, поплыл на корабле в другие края, но оказался во чреве кита. Господь освободил его и вторично послал к нераскаянным жителям города, чтобы Иона сказал: "Еще сорок дней и Ниневия будет разрушена!" (Ион. 3:4) Ниневитяне вняли его предостережению, стали поститься и молиться, "и увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел" (Ион. 3:10). То есть Господь изменил Свое решение, видя, что они принесли покаяние. А Иона расстроился - как же так, он предупредил их о наказании, а этого не случилось. Неужели его миссия напрасна? Господь объяснил ему, что Бог - не для того, чтобы губить, а чтобы спасать. Поэтому задача пророка и любого священника - приводить людей к Богу, отвращать от греха, ставить на путь покаяния. Это показал Иоанн Креститель. Он произносил грозные, пламенные речи, народ каялся, исповедовал грехи, и многие потом пошли за Христом. Мы благодарим Предтечу за то, что он открыл нам Христа, показал дорогу к Нему. Иоанн продолжает учить нас покаянию - второму крещению. Без покаяния мы не спасемся. Оно делает нас людьми Божиими, мы очищаемся и, чистые, можем войти в Царствие Небесное".
"Помимо покаяния мы можем много взять уроков у Иоанна Предтечи - постничество, молитвы, смирение. Его смирение было удивительным. Обладая такими дарованиями, он сознательно отошел на второй план, когда Христос вышел на проповедь. Ученики удивлялись, что он не пытается противопоставить себя Иисусу: "Равви́! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему" (Ин. 3:26). Иоанн ответил: "Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним. Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться" (Ин. 3:28-30). Мы знаем, что смиряться трудно, особенно если обладаешь дарованиями или властью. Начальники и талантливые люди не любят смиряться. А Иоанн смирялся, как и Матерь Божия - какими дарами Она обладала! Их пример учит: какие бы мы должности ни занимали, какими талантами ни обладали, должны быть смиренными, потому что все это не от нас, это Бог дал. Мы должны Его благодарить, что Он нас терпит, грешников, на земле, продлевает нам жизнь - исключительно для покаяния и исправления, а не для наслаждения ею и приобретения материальных благ. Предтеча говорил: "У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же" (Лк. 3:11). Воинов, которые приходили к нему, напутствовал: "Никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем" (Лк. 3:14). Он просил делиться с людьми. Все же здесь останется, нужно довольствоваться только самым необходимым, а все накопленное либо моль съест, либо наследники выбросят на свалку. Поэтому еще при жизни надо делиться с ближними. У Предтечи можно найти множество советов, которые вполне применимы к современной жизни. Мы сегодня молились ему, просили, чтобы наставить нас на путь покаяния, исправления, чтобы нам успеть принести плоды этого покаяния", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Храму была подарена икона священноисповедника Михаила Союзова.
Ректор РГПУ Сергей Тарасов награжден знаком священномученика Серафима Петроградского за заслуги в деле духовного просвещения.
Протоиерею Сергию Чуркину и его супруге Александре были вручены знаки святых князя Ярослава и княгини Анны за многодетство. Этим же знаком награждены супруги Мария и Антон Бондаревы.
Храм святых апостолов Петра и Павла был освящен в 1874 году. В 1924-м получил статус собора. Среди настоятелей были прославленные в чине священномучеников протоиерей Григорий Сербаринов и епископ Сестрорецкий Николай (Клементьев). В 1931 году храм закрыли, затем разобрали. Нынешний храм был заложен в 2003 году на новом месте и посвящен подводникам. Он был построен в 2009 году и освящен 11 октября того же года Святейшим Патриархом Кириллом.
Ректор РГПУ Сергей Тарасов награжден знаком священномученика Серафима Петроградского за заслуги в деле духовного просвещения.
Протоиерею Сергию Чуркину и его супруге Александре были вручены знаки святых князя Ярослава и княгини Анны за многодетство. Этим же знаком награждены супруги Мария и Антон Бондаревы.
Храм святых апостолов Петра и Павла был освящен в 1874 году. В 1924-м получил статус собора. Среди настоятелей были прославленные в чине священномучеников протоиерей Григорий Сербаринов и епископ Сестрорецкий Николай (Клементьев). В 1931 году храм закрыли, затем разобрали. Нынешний храм был заложен в 2003 году на новом месте и посвящен подводникам. Он был построен в 2009 году и освящен 11 октября того же года Святейшим Патриархом Кириллом.