В просветительском центре Феодоровского собора 16 декабря состоялась встреча с духовной дочерью митрополита Антония Сурожского, рефлексотерапевтом и психологом Фредерикой де Грааф, которая уже почти 20 лет сопровождает умирающих и их родных в Первом московском хосписе. Встречу организовало издательство "Никея" в рамках ярмарки своих книг.
Гостья представила книгу этого издательства "Не могу, Господи, жить без Тебя!" владыки Антония. В ней говорится о молитве как мистическом опыте, молитве среди повседневных забот, молитве-просьбе и молитве-благодарности.
"Владыка Антоний жил только молитвой, общением со Христом, он постоянно молился - не словами, но внутренним состоянием души. В наше время, когда много трагедий, ненависти и боли, важно, чтобы мы как христиане были едины со Христом и показывали, что не все потеряно. Владыка непрестанно ходил перед лицом Божиим. Даже когда стоял на исповеди, молился, четки были у него в руках. Он был чутким и с трепетом относился ко всем людям и к Богу. Он общался людьми каждый день и считал, что в каждом из них важно видеть свет Христа и Его образ", - сказала Фредерика.
Она отметила, что в книге владыка призывает каждого так приобщаться ко Христу в глубине души и всем существом, чтобы он стал Его продлением на земле, Его жертвенной любовью в мире, где так жаждут света и радости. Владыка говорил: "Идите в мир, где еще не знают Христа". Без Него быть в миру невозможно, чтобы принять все его трагедии, боль и зло. Мы не могли бы сделать ничего, если бы сам Бог не действовал в нас и через нас. Надо воздерживать язык от проповедей, тяжело больные нуждаются не в советах, а в пребывании с ними. Нужно быть там, где темно, но только со Христом и во Христе.
В книге ставится вопрос: нужна ли вообще молитва? Владыка отвечает: "Без молитвы нет встречи со Христом и в Нем с Отцом, нет познания Его". Суть греха в том, что люди живут поверхностно. Христиане неубедительны - много говорят про Бога, но не бывают с Ним. Эта книга о том, как научится быть с Богом и быть Его присутствием ради спасения мира. От человека требуется постоянно молиться не потому, что это надо, а потому, что это суть всего, чем он может жить. Если его призвание - в радости быть со Христом, неужели это не основание для постоянной молитвы?
Говоря о социальных проектах Церкви, психолог напомнила слова владыки: если мы не во Христе, то для людей, которые получают нашу благотворительность, это просто унизительно. Что-то давать - легко, но передать себя жертвенной любовью или вниманием - совсем другое. Благотворительность без Христа, без молитвы - это унизительно для тех, кто эту помощь получает.
В книге ставится вопрос: нужна ли вообще молитва? Владыка отвечает: "Без молитвы нет встречи со Христом и в Нем с Отцом, нет познания Его". Суть греха в том, что люди живут поверхностно. Христиане неубедительны - много говорят про Бога, но не бывают с Ним. Эта книга о том, как научится быть с Богом и быть Его присутствием ради спасения мира. От человека требуется постоянно молиться не потому, что это надо, а потому, что это суть всего, чем он может жить. Если его призвание - в радости быть со Христом, неужели это не основание для постоянной молитвы?
Говоря о социальных проектах Церкви, психолог напомнила слова владыки: если мы не во Христе, то для людей, которые получают нашу благотворительность, это просто унизительно. Что-то давать - легко, но передать себя жертвенной любовью или вниманием - совсем другое. Благотворительность без Христа, без молитвы - это унизительно для тех, кто эту помощь получает.
"Не является ли для нас Церковь и наше благочестие именно уходом от мира, от его страданий, не живем ли мы безопасно и уютно, думая только о себе, своем спасении и своих близких? Не является ли Церковь и служба, ее красота - убежищем от этого страдающего мира? Наше призвание как христиан - быть Его присутствием, продлением Его воплощения на земле - там, где отчаяние, где нет смысла и глубины", - пишет владыка.
Стоит ли для нас Христос в центре нашей жизни? Однажды к владыке пришел пожилой мужчина и попросил показать ему Бога. Архипастырь спросил: "Это для вас вопрос жизни и смерти или просто добавление к уже имеющимся благам?" Мужчина честно ответил, что это не вопрос жизни и смерти, а просто добавочный ко всему тому, что уже есть. И получил ответ: "Тогда вы никогда не найдете Бога". Это серьезный вопрос - стоит ли для нас Христос в центре нашей жизни или просто занял место по наследству или по привычке? .
"Красной нитью в книге проходят слова владыки про жажду, голод по Богу, - продолжила гостья. - Молитва начинается в момент, когда мы обращаемся к Богу, относим Ему не столько свои нужды, сколько жажду нашего сердца: "Где Ты, возлюбленный мой, мой господин, не могу жить без Тебя". во постоянного обращения к Нему погибаем". Бог - в первую очередь друг наш, а потом уже Спаситель. Как естественно желать встречи со Христом! Иногда нам ее хочется, но иногда мы ее откладываем, потому что боимся. "Мы сами виноваты - мы могли бы Его знать, если бы подходили к Нему в молитве и стоянии перед Ним лицом к лицу, давая Ему возможность нас встретить, и тогда бы желание молиться росло и росло в нас как нарастание жизни".
Гостья также обратила внимание слушателей на то, что в молитве важно быть правдивыми: владыка учил видеть себя такими, какие мы есть. Когда мы закрываем глаза на то, что нуждаемся в спасении, и пытаемся вообразить, будто мы уже граждане неба, Богу нас "не достать". Общение с Ним не зависит от уровня умственного восприятия. Мы укоренены в Боге и можем отдаться в безопасности Его верности, потому что мы любимы. Чтобы доверять, надо знать, а знать можно только через чтение Евангелия.
"Красной нитью в книге проходят слова владыки про жажду, голод по Богу, - продолжила гостья. - Молитва начинается в момент, когда мы обращаемся к Богу, относим Ему не столько свои нужды, сколько жажду нашего сердца: "Где Ты, возлюбленный мой, мой господин, не могу жить без Тебя". во постоянного обращения к Нему погибаем". Бог - в первую очередь друг наш, а потом уже Спаситель. Как естественно желать встречи со Христом! Иногда нам ее хочется, но иногда мы ее откладываем, потому что боимся. "Мы сами виноваты - мы могли бы Его знать, если бы подходили к Нему в молитве и стоянии перед Ним лицом к лицу, давая Ему возможность нас встретить, и тогда бы желание молиться росло и росло в нас как нарастание жизни".
Гостья также обратила внимание слушателей на то, что в молитве важно быть правдивыми: владыка учил видеть себя такими, какие мы есть. Когда мы закрываем глаза на то, что нуждаемся в спасении, и пытаемся вообразить, будто мы уже граждане неба, Богу нас "не достать". Общение с Ним не зависит от уровня умственного восприятия. Мы укоренены в Боге и можем отдаться в безопасности Его верности, потому что мы любимы. Чтобы доверять, надо знать, а знать можно только через чтение Евангелия.