Новости

"Объятия Божии"

Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Новодевичьем монастыре
В Неделю о блудном сыне, 3 марта, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий освятил придел преподобного Серафима Саровского Казанского храма Новодевичьего монастыря и совершил в нем Божественную литургию.

Его Высокопреосвященству сослужили протоиерей Александр Румянцев, старший священник обители иерей Дионисий Харин, клирики монастыря и другие священнослужители.

За богослужением молились настоятельница игумения София (Силина) с сестрами, настоятельница Константино-Еленинского монастыря игумения Илариона (Феоктистова), настоятельница Староладожского Успенского монастыря игумения Евфросиния (Берлизова), учащиеся Свято-Владимирской школы.
"Евангельское чтение, которое мы слышали сегодня за Божественной литургией, - о счастье, - сказал владыка в проповеди. - В чем заключается счастье человеческое? В очень простом - быть в объятиях Отца Небесного. Мы рады, когда нас крепко обнимают люди, но это счастье относительное. Абсолютное счастье - когда тебя берет в объятия Отец Небесный. Это счастье испытал один из Его сыновей, который заблудился в своей жизни. Почему он заблудился? Потому что возгордился. Порок всех пороков - гордость. Сын перестал уважать родителей, стал от них отдаляться, на себя надеяться. Господь ему позволил пожить так, как он желает. И он увидел, что путь, которым он шел, - это путь не туда. В прошлую Неделю о мытаре и фарисее мы говорили о том, как нужно каяться, молиться, а сегодня Господь указал нам путь к покаянию. Этот путь мы видим на примере младшего сына. Сначала он имел средства, хорошо жил, развлекался, как все молодые люди. Но потом все закончилось, он увидел голод, пустоту и решил вернуться. Этот путь покаяния предназначен для всех, кто слушает и читает эту притчу, она для каждого человека. Никогда нельзя гордиться, превозноситься - это всегда путь падения с высоты. Святые отцы часто указывают в своих трудах, что если человек пал, всегда выясняется, что предыдущим его состоянием была гордость".

"Пример этого человека показывает, что никогда нельзя пренебрегать начальствующими, их замечаниями, заботами, - продолжил архипастырь. - Нужно не гордиться, а смиряться перед теми, кто над нами поставлен. Над нами по промыслу Божию поставлены те начальники, которые могут нами управлять. Без них мы лучше не станем, станем только хуже. Некоторые думают: строгий у меня начальник, перейду к другому, будет лучше. А потом оказывается, что раньше как раз и было лучше. Так что лучше всегда то, что есть. То, что Бог поставил, то и хорошо. Решения второго ряда - от человека, а третьего - уже от бесов. Путь гордости ведет напрямую к сатане. Мы видим, куда сегодня идет человечество, отказавшись от Бога. Младший сын, живя среди свиней, почувствовал, что он одержим бесами. И решил, что лучше пойти к отцу и быть его наемником, чем прислуживать бесам, которые, кроме земной пищи, ничего не дают. Сын решил вернуться к отцу - и вернулся. Какая была замечательная встреча! Отец обнял его, одел, обул, перстень надел на руку, устроил в честь него пир. Вот так радуется Господь, так радуются ангелы каждому кающемуся грешнику. Ангел-хранитель радуется, потому что ему еще предстоит вести нас через мытарства, и этот путь будет гораздо легче, если человек успел на земле покаяться. Но многие умирают, так никогда в жизни и не побывав на исповеди. Как ангел-хранитель поведет такого человека по мытарствам? Какая будет скорбь у ангела, когда бесы будут хватать его подопечного и кричать: "Это наш человек!"

"Мы говорили о младшем сыне, но ведь есть еще старший, который вроде всегда находится при Боге, при храме, может быть, при монастыре живет, но эта близость к святыне ни о чем не говорит - он душою удален от Бога. И когда он придет на тот свет, Господь скажет: "Я не знаю тебя!" - "Как же так, я в монастыре подвизался!" - "Не знаю тебя, не чувствую, что ты Мой..." Многие живут рядом в больших, красивых домах. Придут они на тот свет - и что скажут? "Господи, у нас рядом с домом был большой монастырь, но мы в него не ходили..." Близость к святыне как таковая ничего не значит - нужно, чтобы сердце наше было с Богом. Нужно, чтобы мы молились пламенно, исповедовались, причащались. Тогда Господь будет чувствовать, что мы верим в Него, просим Его о помощи. И Он нам поможет. Мы идем к великому радостному празднику - Пасхе. Желаю пройти оставшиеся девять недель с покаянным чувством и испытать пасхальную радость, которую ничто не может заменить. Каждый, кто вкусит эту радость, бережет ее, старается не потерять. Все земные радости рано или поздно заканчиваются, а пасхальная радость всегда с нами", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Обители была подарена икона Божией Матери "Скоропослушница".

Эконом обители монахиня Арсения (Колганова) была награждена серебряной медалью святого апостола Петра. Митрополичьих грамот удостоены сотрудники КГИОП Юлия Пашкова-Межевич и Светлана Наливкина.

Первым храмом обители была деревянная церковь Казанской иконы Божией Матери, заложенная 1 (13) сентября 1848 года. В 1906 году было решено построить вместо нее большой каменный храм. Новая кирпичная церковь строилась по проекту архитектора Василия Косякова. В 1912 году было окончено возведение храма, началась роспись интерьера, однако недостаток средств в период Первой мировой войны стал причиной остановки работ летом 1915 года. Храм был освящен после 1917 года, в 1920-е годы богослужения проводились как в старом, так и в новом храмах. Церковь закрыли в июле 1927 года, в 1929-м в здании расположился склад. После Великой Отечественной войны здание было передано под механический цех ВНИИ электромашиностроения. В 1950-е годы было принято решение о взрыве церкви, однако в связи с техническими трудностями это намерение осуществлено не было. В 1992 году здание храма было передано епархии. Первая Божественная литургия совершена 15 марта, в Неделю Торжества православия. Два года спустя храм был передан монашеской общине и освящен во имя Казанской иконы Божией Матери. В последние годы в нем шли реставрационные работы.