Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в храме святого Александра Невского в Шувалове
В Неделю 4-ю по Пятидесятнице, преподобного Иоанна Лествичника, 14 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в храме святого Александра Невского в Шуваловe.
Его Высокопреосвященству сослужили настоятель протоиерей Иоанн Лущик с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.
Иерей Павел Лущик был награжден правом ношения наперсного креста золотого цвета.
Его Высокопреосвященству сослужили настоятель протоиерей Иоанн Лущик с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.
Иерей Павел Лущик был награжден правом ношения наперсного креста золотого цвета.
"Время Великого поста - это путь в Царствие Небесное, - сказал владыка в проповеди. - Святая Церковь ведет нас по нему уже четыре недели. В первую из них, Торжества православия, мы говорили о победе Церкви над ересями, во вторую, святителя Григория Паламы, - о том, что человек, когда он с Богом, может удостоиться созерцания нетварного Божественного света. В Крестопоклонную неделю мы говорили о том, что всем нужно взять свой крест и следовать за Господом. Сегодня Святая Церковь предлагает нам вспомнить подвижника горы Синайской преподобного Иоанна Лествичника, который в своей жизни осуществил Евангелие. Он не просто показал путь, но и описал его, дал его нам как наследие, чтобы мы, читая его творение, избегали тлетворных страстей, которые накрепко привязали нас к миру и мешают жить добродетельно. Половина книги "Лествица" посвящена страстям и тому, как с ними следует бороться, чтобы приступить к добродетельной жизни. Преодолев их, можно уже восходить на гору, как сказано у пророка Исаии: "Придите, и взойдем на гору Господню" (Ис. 2:3). А что там, на горе? Дом Божий. Вот куда мы идем, и для этого нужно все время подниматься. Если останемся в колее греха, так и не выйдем на нормальную дорогу. Надо из колеи колеса вытащить, добраться до хорошей дороги, и тогда быстрее поедем. Апостол Иоанн говорит, что "весь мир лежит во зле" (1 Ин. 5:19). К чему ни прикоснись, найдешь грех, и мы не должны ничего касаться, иначе измажемся. Выбравшись из колеи греха, нужно становиться на путь добродетели. Святой Иоанн Лествичник говорил, что мы все "еще младенцы во Христе". От хронологического возраста это не зависит. Мы еще ничего не познали - даже если стремились к этому, читали, все равно знаем мало".
"Преподобный писал, что люди обычно удивляются чудесам - вот и в сегодняшнем евангельском чтении мы увидели чудо исцеления бесноватого (Мк. 9:17-27) , - продолжил архипастырь. - Господь дает некоторым подвижникам дары - изгнания бесов, исцеления, прозорливости. Но это малая часть даров, которые Бог дает человеку. Большая часть - дары невидимые, например, у ангелов, но о них мы не знаем. И люди иногда сподобляются таких даров, у Иоанна Лествичника они наверняка были. Имеющий их уже не упадет. А если ты отчитываешь бесноватых или имеешь дар прозорливости, то все равно еще можешь впасть в грех. Ангелы потому и не падают, что имеют невидимые дары. Стремиться нам есть к чему, мы пока младенцы, но надо расти. Всю жизнь младенцем оставаться нельзя. Второе, о чем говорил преподобный Иоанн, - что мы все больные. Это точный диагноз. У нас больны и голова, и сердце. Задача наша - исцелиться, и исцеление надо начинать прямо сейчас. Для этого нам нужен врач духовный, как телу нужен врач телесный. Но каким бы ни был хорошим телесный врач, он не может спасти нас от смерти. А духовный врач может спасти от смерти вечной. Такого врача надо искать, и один из них - Иоанн Лествичник. Он прекрасный врач, подсказывает, какие у нас болезни и как их исцелять. Объясняет, что в результате мы сможем прикасаться к тайнам Божественного. А пока не можем: находясь в страстях и грехах, нельзя даже помышлять о Царствии Небесном. Мы там находиться не сможем. Наше место - с бесами, с которыми мы общались, кого слушали. Это место - ад, вот туда и пойдем, раз не хотим быть с Богом, быть чистыми сердцем, ни о чем греховном не помышлять. Иногда хочется поговорить не на земные, а на духовные темы - а собеседник к этому не расположен. Мы еще далеко от Бога, нам работать и работать, чтобы было интересно говорить о спасении души. Об этом удобнее всего говорить в церкви, мы устремляемся туда, в нашу врачебницу, духовную больницу. Надо спешить туда в любое свободное время. В храме мы многому научимся, здесь святые, угодники Божии. Мы можем здесь молиться, хотя молиться надо и дома - за себя и ближних, особенно за тех, кто в церковь не ходит".
"Нужно молиться и за тех, кто просит молитв. Не надо думать: "Ну, кто я такой, чтобы за других молиться?" Молитесь! Часто Господь по вере того человека, который просит о ближнем, все дает этому ближнему. Я и сам с этим неоднократно сталкивался: попросят - помолишься, а потом люди говорят, что болящий исцелился или тот, у кого работы не было, ее нашел. Иоанн Лествичник говорит, что нужно молиться не только за себя, но и за других: родных и близких, живых и умерших - это наша обязанность. Молитва должна быть краткой. Сейчас написано много длинных молитв, а у Иоанна Лествичника и его собратьев длинных молитв не было. Преподобный говорил, чтобы мы брали пример с мытаря. Как он молился? "Боже, милостив буди мне грешному" (Лк. 18:13). Всего одна строчка - и ушел из храма оправданным. Как молился разбойник на кресте? "Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!" (Лк. 23:42). Тоже одна строчка - и он оказался в раю. Дело не в количестве молитв, а в том, чтобы сохранялось внимание, чтобы человек осознавал, что Богу молится - и Господь знамение подаст, что молитва принята. Но даже если не принята, ты все равно уже прилепился к Богу, поскольку с Ним общался, и это - уже приобретение. Действенны самые короткие молитвы: "Помоги, Господи!", "Пресвятая Богородице, спаси нас!" Они уже нас прилепляют к Богу и святым. Надо молиться всегда и повсюду: на ходу, в автобусе, в метро. Можно читать молитву Иисусову: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!" Она короткая, но доходит до Бога, и мы получаем помилование, и наша жизнь проходит под покровом Божиим и Божией Матери. А нам это и надо, потому что мы идем к Богу. Желаю вам помощи Божией, осталось три недели до Светлого Христова Воскресения, когда мы возрадуемся пасхальной радостью, прославим Господа воскресшего и будем эту радость передавать родным и близким, чтобы они тоже возрадовались, чтобы эта радость шла по всему миру. Это главное - вера в воскресшего Христа, на ней основаны все наше мировоззрение, вся наша жизнь, цель которой - воскреснуть со Христом", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
"Преподобный писал, что люди обычно удивляются чудесам - вот и в сегодняшнем евангельском чтении мы увидели чудо исцеления бесноватого (Мк. 9:17-27) , - продолжил архипастырь. - Господь дает некоторым подвижникам дары - изгнания бесов, исцеления, прозорливости. Но это малая часть даров, которые Бог дает человеку. Большая часть - дары невидимые, например, у ангелов, но о них мы не знаем. И люди иногда сподобляются таких даров, у Иоанна Лествичника они наверняка были. Имеющий их уже не упадет. А если ты отчитываешь бесноватых или имеешь дар прозорливости, то все равно еще можешь впасть в грех. Ангелы потому и не падают, что имеют невидимые дары. Стремиться нам есть к чему, мы пока младенцы, но надо расти. Всю жизнь младенцем оставаться нельзя. Второе, о чем говорил преподобный Иоанн, - что мы все больные. Это точный диагноз. У нас больны и голова, и сердце. Задача наша - исцелиться, и исцеление надо начинать прямо сейчас. Для этого нам нужен врач духовный, как телу нужен врач телесный. Но каким бы ни был хорошим телесный врач, он не может спасти нас от смерти. А духовный врач может спасти от смерти вечной. Такого врача надо искать, и один из них - Иоанн Лествичник. Он прекрасный врач, подсказывает, какие у нас болезни и как их исцелять. Объясняет, что в результате мы сможем прикасаться к тайнам Божественного. А пока не можем: находясь в страстях и грехах, нельзя даже помышлять о Царствии Небесном. Мы там находиться не сможем. Наше место - с бесами, с которыми мы общались, кого слушали. Это место - ад, вот туда и пойдем, раз не хотим быть с Богом, быть чистыми сердцем, ни о чем греховном не помышлять. Иногда хочется поговорить не на земные, а на духовные темы - а собеседник к этому не расположен. Мы еще далеко от Бога, нам работать и работать, чтобы было интересно говорить о спасении души. Об этом удобнее всего говорить в церкви, мы устремляемся туда, в нашу врачебницу, духовную больницу. Надо спешить туда в любое свободное время. В храме мы многому научимся, здесь святые, угодники Божии. Мы можем здесь молиться, хотя молиться надо и дома - за себя и ближних, особенно за тех, кто в церковь не ходит".
"Нужно молиться и за тех, кто просит молитв. Не надо думать: "Ну, кто я такой, чтобы за других молиться?" Молитесь! Часто Господь по вере того человека, который просит о ближнем, все дает этому ближнему. Я и сам с этим неоднократно сталкивался: попросят - помолишься, а потом люди говорят, что болящий исцелился или тот, у кого работы не было, ее нашел. Иоанн Лествичник говорит, что нужно молиться не только за себя, но и за других: родных и близких, живых и умерших - это наша обязанность. Молитва должна быть краткой. Сейчас написано много длинных молитв, а у Иоанна Лествичника и его собратьев длинных молитв не было. Преподобный говорил, чтобы мы брали пример с мытаря. Как он молился? "Боже, милостив буди мне грешному" (Лк. 18:13). Всего одна строчка - и ушел из храма оправданным. Как молился разбойник на кресте? "Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!" (Лк. 23:42). Тоже одна строчка - и он оказался в раю. Дело не в количестве молитв, а в том, чтобы сохранялось внимание, чтобы человек осознавал, что Богу молится - и Господь знамение подаст, что молитва принята. Но даже если не принята, ты все равно уже прилепился к Богу, поскольку с Ним общался, и это - уже приобретение. Действенны самые короткие молитвы: "Помоги, Господи!", "Пресвятая Богородице, спаси нас!" Они уже нас прилепляют к Богу и святым. Надо молиться всегда и повсюду: на ходу, в автобусе, в метро. Можно читать молитву Иисусову: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!" Она короткая, но доходит до Бога, и мы получаем помилование, и наша жизнь проходит под покровом Божиим и Божией Матери. А нам это и надо, потому что мы идем к Богу. Желаю вам помощи Божией, осталось три недели до Светлого Христова Воскресения, когда мы возрадуемся пасхальной радостью, прославим Господа воскресшего и будем эту радость передавать родным и близким, чтобы они тоже возрадовались, чтобы эта радость шла по всему миру. Это главное - вера в воскресшего Христа, на ней основаны все наше мировоззрение, вся наша жизнь, цель которой - воскреснуть со Христом", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Храму была подарена икона преподобного Серафима Вырицкого.
Настоятель поблагодарил правящего архиерея и подарил ему резную из слоновой кости Казанскую икону Божией Матери.
Протоиерей Иоанн Лущик и матушка Ольга были награждены медалями богоотец Иоакима и Анны "30 лет в браке": они прожили вместе 38 лет.
Деревянный храм был построен в 1885-1886 годах, освящен 22 июля 1886 года. В 1930 году закрыт, возвращен верующим в 1966-м. После двухмесячного ремонта был повторно освящен митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым). Памятник архитектуры местного значения, охраняется государством.
Настоятель поблагодарил правящего архиерея и подарил ему резную из слоновой кости Казанскую икону Божией Матери.
Протоиерей Иоанн Лущик и матушка Ольга были награждены медалями богоотец Иоакима и Анны "30 лет в браке": они прожили вместе 38 лет.
Деревянный храм был построен в 1885-1886 годах, освящен 22 июля 1886 года. В 1930 году закрыт, возвращен верующим в 1966-м. После двухмесячного ремонта был повторно освящен митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым). Памятник архитектуры местного значения, охраняется государством.