Открылась выставка к 300-летию кончины императора Петра I
Выставка "Се образ изваян премудрого героя…", посвященная 300-летию со дня кончины Петра I, открылась 26 декабря в часовне-музее храма Воскресения Христова. Она раскрывает особенности личности великого самодержца, отраженные в памятниках искусства.
Открывая экспозицию, директор ГМП "Исаакиевский собор" Юрий Мудров сказал, что 300 лет кончины преобразователя России - дата, позволяющая увидеть его достижения.
"Петр был великим правителем, основал наш город, преобразовал Россию, способствовал тому, что русские люди стали образованными и мыслящими. Он для нас дорог еще и тем, что Исаакиевский собор получил название в связи с тем, что император родился в день святого Исаакия Далматского. Это величайшее сооружение, памятник искусства и инженерной мысли", - сказал он.
Заместитель директора ГМП "Исаакиевский собор" Марина Хайретдинова, куратор выставки, пояснила, что в ее название вынесена цитата Михаила Ломоносова к предполагаемому памятнику государю.
"Нет другой исторической личности, которую как начали изображать в искусстве, так и продолжают по сей день, - сказала она. - Триста лет назад это началось с первой восковой маски, сделанной Растрелли. Мастера разных стилей и разного отношения к Петру постоянно обращаются к его образу. Это слишком разносторонняя, необыкновенная личность, равных ему по степени отображения в искусстве нет", - сказала она.
На выставке представлены две бронзовые модели Леопольда Бернштама, которого современники называли любимым скульптором государя. Скульптура "Петр I спасает тонущих рыбаков близ деревни Лахта в ноябре 1724 года" воспроизводит сюжет, многократно повторенный художниками - в живописи, графике, скульптуре, мелкой пластике и даже в вышивке. По преданию, после героического спасения император простудился и вскоре скончался. Памятник по модели Бернштама, установленный в 1909 году и впоследствии утраченный, был воссоздан в 2022 году и размещен у Лахта-центра.
Xудожественной доминантой выставки стала работа скульптора Леонида Баранова (1943 -2022) "Петр І. Триумф под Полтавой". Царь изображен героем, попирающим врага, источающим силу, восторг и гордость. Среди экспонатов - серия акварелей Андрея Троня, посвященная созданию Российского флота, а также портрет Петра, созданный Александром Крыловым из янтаря. Современный взгляд на личность великого правителя представляет работа скульптора Альберта Чаркина.
Интересна история воссоздания памятника царю Марка Антокольского напротив Сампсониевского собора. В 1909 году к 200-летию Полтавской победы зодчий Андрей Аплаксин, реставратор храма, предложил использовать готовую фигуру Петра работы скульптора 1872 года из Петергофского сада. Для пьедестала выбрали проект Николая Лансере. Монумент был открыт 27 июня 1909 года на Большом Сампсониевском проспекте, где находился до 1938 года. В 2003 году к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга по предложению ГМП "Исаакиевский собор", в ведении которого до 2017 года находился храм, было решено воссоздать его на историческом месте. Отливка статуи в бронзе проводилась с авторской гипсовой модели, хранящейся в Научно-исследовательском музее Российской академии художеств. Была изготовлена копия постамента из красного финского гранита.
Подготовка к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга стала отправной точкой для воссоздания утраченных памятников. Так были воссозданы и установлены бюст Петра на Охте работы Ильи Гинцбурга, конный памятник царю в Стрельне работы Густава Шмидта-Касселя, памятник "Царь-плотник" Леопольда Бернштама на Адмиралтейской набережной.
Экспонаты предоставили ГМП "Исаакиевский собор", Военно-исторический музей, ГМП "Петергоф", другие собрания, а также частные коллекционеры.