Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Казанском соборе
В среду 1-й седмицы Великого поста, 20 марта, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий молился за великопостными утреней, часами и изобразительными в Казанском кафедральном соборе, которые совершил протоиерей Сергий Кудряшов.
Уставные тексты читали клирики собора, чтецы и алтарники.
Затем владыка совершил первую в этом году Божественную литургию преждеосвященных Даров.
Его Высокопреосвященству сослужили протоиерей Николай Преображенский, ключарь протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, иерей Павел Ермошкин, клир собора и другие священнослужители.
Пел хор собора под управлением Светланы Румянцевой.
Песнопение "Да исправится молитва моя" исполнил секстет священно- и церковнослужителей под управлением протоиерея Константина Головатского.
Уставные тексты читали клирики собора, чтецы и алтарники.
Затем владыка совершил первую в этом году Божественную литургию преждеосвященных Даров.
Его Высокопреосвященству сослужили протоиерей Николай Преображенский, ключарь протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, иерей Павел Ермошкин, клир собора и другие священнослужители.
Пел хор собора под управлением Светланы Румянцевой.
Песнопение "Да исправится молитва моя" исполнил секстет священно- и церковнослужителей под управлением протоиерея Константина Головатского.
"Поздравляю вас с третьим днем Великого поста, три дня мы уже читаем за богослужением великий канон преподобного Андрея Критского, - сказал владыка в проповеди. - Во время поста мы уделяем особое внимание духовной жизни. Кто сегодня причастился - поднялся на самую большую высоту духовной жизни, выше этого ничего нет. Проблема в том, что на этой высоте мы надолго не удерживаемся. Быстро спускаемся, а бывает, и падаем, но снова встаем: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!" Потом снова грешим, как говорил апостол Павел: "Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю" (Рим. 7:19). Так с нами и происходит: только что причастились, приобщились к источнику бессмертному - казалось бы, что еще нужно? А мы грешим. Господь милосердный видит наши немощи, понимает, что своими силами мы справиться не можем. По идее, после причащения мы должны обогащаться благодатью, наполнять душу добродетелями - перед нами примеры преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, праведного Иоанна Кронштадтского! Они были преисполнены благодати, а по словам преподобного Андрея Критского, мы остаемся пустыми, после причастия совершенно не меняемся - настолько немощны. Осознаем нашу немощь и просим, чтобы Господь помог нам покаяться".
"Мы отдаем много сил внешнему исправлению, но это еще не все, - продолжил архипастырь. - Христианская жизнь должна приносить духовные плоды. А где они? Кто у нас прозорливый, святой, чудотворец? Господь нам этого не дает. Если Богу надо дать какому-то человеку особые духовные дары, Он, по Своей милости, их дает. Нужно понимать: когда мы приходим в храм к Богу, дары даем - Богу, а не "в церковь", не "батюшкам". Одна женщина решила пожертвовать монастырю деньги. Отдала их старцу. Он передал их ученикам, чтобы они ими распорядились, отдали нуждающимся. Женщина ждет, что старец ее поблагодарит, а он молчит. Она говорит: "Я триста драхм серебра пожертвовала..." Старец отвечает: "Ну и что? Ты пожертвовала их Богу. Господь все видит, Он знает высоту гор, объем морей, заметил даже женщину, которая положила в храмовую сокровищницу две лепты (Лк. 21:1-4). Господь и твои деньги сосчитал, Он тебя и отблагодарит". Вот так рассуждали люди, которым Бог дал дар рассуждения. А мы так не рассуждаем, ждем наград, благодарностей".
"Мы приносим все Богу-сердцеведцу, Он видит наши мысли и поступки, ничего не пропускает. Поэтому нужно чаще исповедоваться, каяться в том, что мы согрешили делом, словом, помышлением, и причащаться. Но если часто причащаемся, но не исправляемся, это плохо. В частом причащении важно не привыкнуть к святыне, понимать смысл таинства. Подходя к Чаше, мы должны иметь страх Божий, осознавать, что идем к Богу. Раньше запасными Святыми Дарами причащали на буднях только тех, кто не мог прийти в храм на полную Божественную литургию: болящих, заключенных. А все остальные приходили в храм по воскресеньям и причащались. Но со временем в Церкви сложилось так, что на буднях причащаются все - и больные, и здоровые. Мы все болящие, поэтому причащаться должны часто. Но в Великий пост на буднях не бывает полной Божественной литургии, потому что это время покаяния, а полная служба совершается только по субботам и воскресеньям. Желаю вам провести пост с пользой для души и принести Господу плоды покаяния", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
"Мы отдаем много сил внешнему исправлению, но это еще не все, - продолжил архипастырь. - Христианская жизнь должна приносить духовные плоды. А где они? Кто у нас прозорливый, святой, чудотворец? Господь нам этого не дает. Если Богу надо дать какому-то человеку особые духовные дары, Он, по Своей милости, их дает. Нужно понимать: когда мы приходим в храм к Богу, дары даем - Богу, а не "в церковь", не "батюшкам". Одна женщина решила пожертвовать монастырю деньги. Отдала их старцу. Он передал их ученикам, чтобы они ими распорядились, отдали нуждающимся. Женщина ждет, что старец ее поблагодарит, а он молчит. Она говорит: "Я триста драхм серебра пожертвовала..." Старец отвечает: "Ну и что? Ты пожертвовала их Богу. Господь все видит, Он знает высоту гор, объем морей, заметил даже женщину, которая положила в храмовую сокровищницу две лепты (Лк. 21:1-4). Господь и твои деньги сосчитал, Он тебя и отблагодарит". Вот так рассуждали люди, которым Бог дал дар рассуждения. А мы так не рассуждаем, ждем наград, благодарностей".
"Мы приносим все Богу-сердцеведцу, Он видит наши мысли и поступки, ничего не пропускает. Поэтому нужно чаще исповедоваться, каяться в том, что мы согрешили делом, словом, помышлением, и причащаться. Но если часто причащаемся, но не исправляемся, это плохо. В частом причащении важно не привыкнуть к святыне, понимать смысл таинства. Подходя к Чаше, мы должны иметь страх Божий, осознавать, что идем к Богу. Раньше запасными Святыми Дарами причащали на буднях только тех, кто не мог прийти в храм на полную Божественную литургию: болящих, заключенных. А все остальные приходили в храм по воскресеньям и причащались. Но со временем в Церкви сложилось так, что на буднях причащаются все - и больные, и здоровые. Мы все болящие, поэтому причащаться должны часто. Но в Великий пост на буднях не бывает полной Божественной литургии, потому что это время покаяния, а полная служба совершается только по субботам и воскресеньям. Желаю вам провести пост с пользой для души и принести Господу плоды покаяния", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Богослужение транслировалось на YouTube-канале собора.
Божественная литургия преждеосвященных Даров - богослужение, за которым христиане причащаются Святых Даров, освященных прежде - на литургии по чину святителей Василия Великого или Иоанна Златоуста - и сохраняемых в ковчежце, обычно на престоле или, реже, на жертвеннике. Восходит к апостольским временам. Шестой Вселенский Собор 52-м правилом утвердил повсеместное совершение этого богослужения в дни Святой Четыредесятницы, чтобы не лишать верных таинственного общения с Господом и вместе с тем не нарушать поста и покаяния совершением полной Божественной литургии.
Божественная литургия преждеосвященных Даров - богослужение, за которым христиане причащаются Святых Даров, освященных прежде - на литургии по чину святителей Василия Великого или Иоанна Златоуста - и сохраняемых в ковчежце, обычно на престоле или, реже, на жертвеннике. Восходит к апостольским временам. Шестой Вселенский Собор 52-м правилом утвердил повсеместное совершение этого богослужения в дни Святой Четыредесятницы, чтобы не лишать верных таинственного общения с Господом и вместе с тем не нарушать поста и покаяния совершением полной Божественной литургии.