Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Софийском соборе

В праздник происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня, 14 августа, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в Вознесенском (Софийском) соборе Царского Села.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель протоиерей Геннадий Зверев, благочинный Пушкинского округа протоиерей Никита Зверев, протоиерей Петр Мухин, клир собора и другие священнослужители.
За усердное служение Святой Церкви были награждены: протоиерей Михаил Карпушкин - правом ношения креста с украшениями, иерей Евгений Серебряков - правом ношения камилавки, диакон Владимир Томсон - правом служения с двойным орарем.
Был освящен мед нового урожая.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель протоиерей Геннадий Зверев, благочинный Пушкинского округа протоиерей Никита Зверев, протоиерей Петр Мухин, клир собора и другие священнослужители.
За усердное служение Святой Церкви были награждены: протоиерей Михаил Карпушкин - правом ношения креста с украшениями, иерей Евгений Серебряков - правом ношения камилавки, диакон Владимир Томсон - правом служения с двойным орарем.
Был освящен мед нового урожая.
"Святая Церковь вынесла сегодня нам для поклонения Животворящий Крест Господень, - сказал владыка в проповеди. - Для нас Крест - великая сила, которую Христос оставил нам для борьбы со страстями и бесами, которые окружают каждого человека. Им мы ограждаем себя - каждый христианин, выходя из дома, осеняет себя крестным знамением. Никто не знает, что с ним случится в течение дня. Мы знаем, сколько в мире происходит катастроф. Где-то прорвало дамбу, где-то случилось землетрясение или наводнение - мы ни от чего не защищены. Болезни, войны постоянно преследуют нас. Остается только молиться, и главная защита наша - крест. Только Господь может победить стихию. Когда Он на Кресте висел, то уже был Победителем, прошел все искушения, которые были устроены Ему на земле. Христос всем творил добро, а люди приготовили Ему мучения в конце жизни. Господь не отказался от них, хотя мог на Голгофе испепелить и распинающих Его, и зевак. Спаситель прошел до конца весь путь, который был Ему предназначен. В начале служения, на Горе искушений, диавол показал Ему "все царства мира" (Мф. 4:8) и предложил: "Все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне" (Мф. 4:9). Господь не поклонился диаволу".
"Когда Христос рассказал ученикам, что Ему предстоит идти в Иерусалим, чтобы там пострадать, апостол Петр сказал: "Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!" (Мф. 16:22), - продолжил архипастырь. - Иисус ответил: "Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что́ Божие, но что́ человеческое" (Мф. 16:23). Когда Господь уже находился на Кресте, люди, насмехаясь, говорили: "Пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем" (Мк. 15:32). Они предлагали Ему отказаться от смерти на Кресте, которой Он победил смерть. Господь все преодолел и с Креста говорит нам: "Покайтесь и веруйте в Евангелие" (Мк. 1:15). Он предлагает нам: "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мф. 16:24). Господь никому крест не навязывает. У каждого есть свой жизненный крест, все мы болеем, страдаем. Но есть и кресты, которые мы сами можем взять - это послушания. Мы должны нести их в храме, дома, на работе. Этот крест дает нам Бог, и мы не должны отказываться. Мы лучший крест никогда не выберем - только худший. Что Господь нам послал, то и надо исполнять - значит, такова воля Божия. Надо идти на свою голгофу, и именно с нее предстоит нам воскреснуть".
"В утешение мы сегодня еще освятили мед. Это тоже символ - сладости, благодати. Если благодать есть в душе, значит, мы со Христом. Если ее не ощущаем, мы еще не с Ним. Мед напоминает, что мы мало потрудились. Пчелы несколько месяцев летали по цветам, собирали нектар и приносили в улей. И все это бескорыстно, им даже не предстоит полакомиться. Они и года не проживут, умрут, но какое дело сделали! Это дело Божие: накормили нас и показали своим примером, как надо трудиться - летать по цветам добродетелей и наполнять сердце благодатью Божией. Пчелы сначала очищают улей, а потом начинают собирать мед. Так и мы должны очистить сердце покаянием и собирать в него благодать Святого Духа. Сейчас для этого время самое благоприятное - Успенский пост. Пчелы избегают грязи, нечистоты - они садятся только на цветы. Мы должны в этом подражать им, избегать всякого греха. Лучшее место, где можно пребывать, - это храм Божий. Здесь благодать подается постоянно, ежедневно. За Божественной литургией мы вкушаем Тело и Кровь Спасителя - как еще можно быть ближе к Нему? Поздравляю вас с праздником, началом Успенского поста, желаю помощи Божией", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
"Когда Христос рассказал ученикам, что Ему предстоит идти в Иерусалим, чтобы там пострадать, апостол Петр сказал: "Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!" (Мф. 16:22), - продолжил архипастырь. - Иисус ответил: "Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что́ Божие, но что́ человеческое" (Мф. 16:23). Когда Господь уже находился на Кресте, люди, насмехаясь, говорили: "Пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем" (Мк. 15:32). Они предлагали Ему отказаться от смерти на Кресте, которой Он победил смерть. Господь все преодолел и с Креста говорит нам: "Покайтесь и веруйте в Евангелие" (Мк. 1:15). Он предлагает нам: "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мф. 16:24). Господь никому крест не навязывает. У каждого есть свой жизненный крест, все мы болеем, страдаем. Но есть и кресты, которые мы сами можем взять - это послушания. Мы должны нести их в храме, дома, на работе. Этот крест дает нам Бог, и мы не должны отказываться. Мы лучший крест никогда не выберем - только худший. Что Господь нам послал, то и надо исполнять - значит, такова воля Божия. Надо идти на свою голгофу, и именно с нее предстоит нам воскреснуть".
"В утешение мы сегодня еще освятили мед. Это тоже символ - сладости, благодати. Если благодать есть в душе, значит, мы со Христом. Если ее не ощущаем, мы еще не с Ним. Мед напоминает, что мы мало потрудились. Пчелы несколько месяцев летали по цветам, собирали нектар и приносили в улей. И все это бескорыстно, им даже не предстоит полакомиться. Они и года не проживут, умрут, но какое дело сделали! Это дело Божие: накормили нас и показали своим примером, как надо трудиться - летать по цветам добродетелей и наполнять сердце благодатью Божией. Пчелы сначала очищают улей, а потом начинают собирать мед. Так и мы должны очистить сердце покаянием и собирать в него благодать Святого Духа. Сейчас для этого время самое благоприятное - Успенский пост. Пчелы избегают грязи, нечистоты - они садятся только на цветы. Мы должны в этом подражать им, избегать всякого греха. Лучшее место, где можно пребывать, - это храм Божий. Здесь благодать подается постоянно, ежедневно. За Божественной литургией мы вкушаем Тело и Кровь Спасителя - как еще можно быть ближе к Нему? Поздравляю вас с праздником, началом Успенского поста, желаю помощи Божией", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Храму была подарена икона святых царственных страстотерпцев.
Праздник происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня был установлен в Константинополе в IX веке первоначально как местный. В XII-XIV веках он утвердился во всех Православных Церквах. На Руси появился в конце XIV века. Греческий часослов 1897 года сообщает об истории установления праздника так: "По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви. С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения".
Софийский лейб-гвардии гусарского полка собор Вознесения Господня был построен в 1789 году по проекту Чарлза Камерона при участии Ивана Старова. Освящен в присутствии императрицы Екатерины II. Колокольня была возведена в 1904 году по проекту Леонтия Бенуа. В советское время храм был закрыт, в годы войны пострадал. Молитвенная жизнь возродилась в нем в 1989 году. Собор был повторно освящен 17 мая 1999 года.
Праздник происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня был установлен в Константинополе в IX веке первоначально как местный. В XII-XIV веках он утвердился во всех Православных Церквах. На Руси появился в конце XIV века. Греческий часослов 1897 года сообщает об истории установления праздника так: "По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви. С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения".
Софийский лейб-гвардии гусарского полка собор Вознесения Господня был построен в 1789 году по проекту Чарлза Камерона при участии Ивана Старова. Освящен в присутствии императрицы Екатерины II. Колокольня была возведена в 1904 году по проекту Леонтия Бенуа. В советское время храм был закрыт, в годы войны пострадал. Молитвенная жизнь возродилась в нем в 1989 году. Собор был повторно освящен 17 мая 1999 года.