Новости

"Нести свой крест"

Митрополит Варсонофий совершил вечерню Великой пятницы в Казанском соборе
В Великую пятницу, 3 мая, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил вечерню с чином выноса Плащаницы в Казанском кафедральном соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, протоиерей Николай Преображенский, ключарь протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, иерей Павел Ермошкин и клирики собора.

Прокимен "Разделиша ризы..." пропели диакон Кирилл Николаев и хор собора под управлением Светланы Румянцевой.

В конце вечерни при пении тропаря "Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое" из алтаря на середину храма была перенесена Святая Плащаница с изображением погребения Христа.

Правящий архиерей прочитал канон "О распятии Господа и на плач Пресвятой Богородицы".
"Мы совершили вечерню с выносом Плащаницы, - сказал владыка в проповеди. - Это древний обычай, мы сейчас уподобляемся Иосифу с Никодимом, которые сняли с Креста Пречистое Тело Господа и Спасителя нашего. В двенадцать часов дня Он скончался, до вечера субботы оставалось шесть часов. Иосиф Аримафейский рискнул пойти к Пилату, сообщил, что Иисус скончался, и попросил отдать Его тело. Вместе с Никодимом они взяли тело и, по иудейскому обычаю, положили в каменную пещеру. Наверное, как-то помазали его ароматами, обвили плащаницей и совершили погребение. Нынешнее богослужение напоминает о снятии с Креста, а в шесть часов мы совершим чин погребения".

"Мы отмечаем окончание земного подвига нашего Спасителя, - продолжил архипастырь. - Он ходил с учениками по земле Иудейской, исцеляя больных, воскрешая мертвых. И вот, наступила последняя седмица Его жизни, когда Он должен был совершить подвиг. В эти самые трудные дни ближайшие ученики Христа разбежались, остались только Иоанн Богослов, Богоматерь и несколько женщин. Но до этого была Тайная вечеря, где Господь основал Таинство Евхаристии".

"Мы часто недоумеваем, почему скорбим, болеем, страдаем. Но испытания неизбежны. Достаточно посмотреть на Господа: Он служил ученикам, роду человеческому. И мы должны служить близким, родным, Отечеству. Мы хотим быть святыми, но святости без страданий не бывает. Помните, что Господь сказал двоим ученикам, которые хотели быть первыми в Царствии Небесном? "Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем" (Мф. 20:22). Им тоже выпала своя чаша: большинство апостолов окончили жизнь мученически. Необходимы испытания и крест. Новомученики и исповедники Церкви Русской в двадцатом веке терпели муки: пытки, тюрьмы, лагеря, многих расстреляли. Такая им была предназначена чаша, и мы из своей чаши должны пить всегда. Мы жалуемся, что в жизни много страданий, испытаний. Спаситель до конца исполнил Свой долг, Свое призвание. Если мы хотим спасаться, то должны нести наш крест, терпеть, страдать. Только через Крест можно исправиться. Вот чему нас учит Спаситель. Он Свое учение показал на деле, когда был распят за род человеческий. Будем прикладываться к плащанице, молиться, чтобы жить со Христом", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Богослужение транслировалось на YouTube-канале собора.

Вечерня совершается в третьем часу дня, в час кончины Иисуса Христа на Кресте, в воспоминание снятия с него тела Христова и его погребения. Священнослужители поднимают Плащаницу (изображение Христа, лежащего во гробе) с престола, как бы с Голгофы, выносят из алтаря на середину храма и располагают на гробнице. Верующие поклоняются Плащанице и лобызают язвы изображенного на ней Господа - прободенные ребра, руки и ноги Его. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех неполных дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе. Чин выноса Плащаницы был включен в вечерню в конце XVI века, а с XVII столетия стал общепринятым. Он был заимствован русской церковной практикой из Константинополя, в дальнейшем его форма развивалась в русских храмах самостоятельно. Исторически некоторые особенности чина могли отличаться в зависимости от монастыря.