Новости

"Прощать всех"

Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Михайловском соборе Ломоносова
В Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания, Прощеное воскресенье, 17 марта, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в Михайловском соборе Ломоносова.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Петродворцового округа протоиерей Михаил Терюшов, настоятель протоиерей Павел Суслов с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.

Клирик храма Сошествия Святого Духа на апостолов в поселке Комарово диакон Петр Иконников был рукоположен во пресвитера.
"Мы стоим на пороге Великого поста, - сказал владыка в проповеди. - Сегодня вечером ангел-хранитель, спутник нашей вечной жизни, переведет нас через этот порог, и завтра мы вступим во Святую Четыредесятницу. Те, кто давно постится, ждут этого времени как радости: это период обучения, покаяния, исцеления наших заблудших душ. Церковь готовила нас к посту целых три недели. Первая подготовительная Неделя, о мытаре и фарисее, учила нас молитве и смирению. Вторая, о блудном сыне, учила надежде на милосердие Божие. Неделя о Страшном Суде вложила в наши сердца страх и трепет перед будущим Судом Божиим. А сегодняшняя Неделя призывает к прощению грехов друг друга. Об этом было и евангельское чтение. Господь говорит: "Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Мф. 6:15). Вот такое условие у Бога: либо мы прощаем и получаем прощение, либо не прощаем и прощения не получаем. Чин прощения зародился в монастырях. Мы скоро будем читать житие преподобной Марии Египетской, там как раз рассказано о том, как братия накануне Великого поста просили друг у друга прощения и удалялись в Иудейскую пустыню, где каждый отдельно нес покаянный подвиг. А на Пасху возвращались в обитель и вместе встречали этот светлый праздник".

"Потом чин прощения вошел в приходские храмы, - продолжил архипастырь. - Теперь не только в монастырях, но и на каждом приходе вечером совершается чин, за которым верующие просят прощения друг у друга. Смиренному легко просить прощения, кому-то легче прощать других, а самому трудно сказать два слова: "Прости меня". Тем не менее, сегодня эти слова звучат так же часто, как на Пасху "Христос воскресе!" - "Воистину воскресе!" Такой сегодня день - испрашивания и дарования прощения. Святые отцы говорят, что в наших проблемах виноваты больше мы сами, чем наши близкие. Что-то мы не предусмотрели, неправильно поступили, сказали... Раздражились, кого-то невзначай обидели, не удержали в себе какие-то слова, которые можно было не говорить. А поскольку мы все больные, до нас нельзя дотронуться, сказать о нас плохое слово - мы сразу обижаемся, сердимся, злопамятствуем. О нас только хорошее можно говорить, мы не можем потерпеть даже указания от начальника, от близкого человека. Нам хотят подсказать, но мы гордые, это нас унижает. А ведь люди из любви хотят подсказать нам, как лучше. И сами мы порой что-то говорим и не рассчитываем реакцию человека, не понимаем, что это может его обидеть. Наносим ему сердечную рану, он мучается. Обиды накапливаются в людях, но, слава Богу, есть такие дни, когда нужно просить прощения и прощать".

"Но прощать близких - это минимум того, что Господь от нас требует. Он велит прощать не только друзей, но и врагов. Христос показал нам пример, простив Своих распинателей, Он на Кресте взывал: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают" (Лк. 23:34). То есть простил иудеев, думая, что они по незнанию распинают Сына Божия, а если бы знали, Кто Он, не сделали бы этого. Прощать врагов для нас бывает очень тяжело. Господь взирает на нас с Неба, как взрослые смотрят на детей, играющих в войну. Мы знаем, что не только дети так играют, но и взрослые. Где-то были неправильно выстроены отношения, что-то не так было сделано, в результате возник военный конфликт. Но рано или поздно наступит мирное время, надо примириться и жить дальше. Поэтому должна быть возможность прощать и просить прощения друг у друга. Сегодняшний день и призывает нас к этому. У смиренного это легко получается, он не формально, а от души просит прощения и прощает. Нужно для начала научиться смирению, а потом - любви, вот что главное. Если бы у нас была любовь, не было бы обид, оскорблений, а все бы мы с любовью переносили. Сегодня давайте просить прощения и прощать, а завтра начнем первую седмицу Великого поста. Это седмица любви Бога к грешным человеческим душам. Мы будем говорить: "Помилуй мя, Боже, помилуй мя!" И Господь будет внимать нашему покаянному возгласу. Он услышит нас, когда во время чтения канона преподобного Андрея Критского мы будем петь эти слова перед каждым тропарем. Все мы нуждаемся в помиловании. А поскольку мы грешники, попросим прощения, и Господь нас всех простит и помилует, даст нам великую радость во дни Святой Пасхи. Поздравляю вас с наступающим Великим постом, прошу у всех прощения, всех прощаю и желаю помощи Божией в течение поста", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Храму была подарена икона мученика Трифона.

Настоятель подарил владыке Смоленскую икону Божией Матери.

Прощеное воскресенье, или Неделя сыропустная, также Неделя Адамова изгнания - четвертое и последнее из четырех воскресений подготовки к Великому посту в православии, последний день, когда, согласно Типикону, разрешается есть скоромную пищу: яйца и молочные продукты. На вечернем богослужении совершается чин прощения. В этот день вспоминается изгнание из рая Адама по причине грехопадения. Перед началом Великого поста, подготавливая к нему, Церковь призывает плакать и сокрушаться о своих грехах, как это делал изгнанный Адам.

Михайловский собор Ораниенбаума был построен в память 300-летия царствования Дома Романовых в 1914 году по проекту Александра Миняева. В 1932 году закрыт и разграблен. В 1988-м возвращен Церкви. Главный престол был вновь освящен в 1992 году. Затем были вновь освящены приделы - левый, Казанской иконы Божией Матери, и правый, святителя Николая Чудотворца.