Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Александро-Невской лавре
В праздник Святой Троицы, 23 июня, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры.
Его Высокопреосвященству сослужили наместник обители епископ Кронштадтский Вениамин, епископ Петергофский Силуан, секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, братия лавры в священном сане, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.
Среди молящихся был губернатор Александр Беглов.
После коленопреклоненных молитв владыка освятил знамена с изображениями Спаса Нерукотворного, Касперовской иконы Божией Матери и святого Александра Невского, отправляющиеся на СВО.
"Два крупнейших монастыря России отмечают сегодня престольный праздник, - сказал владыка в проповеди. - В Троице-Сергиевой лавре богослужение возглавил Святейший Патриарх Кирилл, а мы здесь, в Свято-Троицком соборе, который находится на реставрации, совершили Божественную литургию и праздничную вечерню, посвященную Святому Духу. Мы слушали прекрасные молитвы, в которых раскрыто, о чем Господа просить и как жить. Сегодня мы молились за живых и усопших, особенно за тех, кто во аде - раз в год мы совершаем молитву о них. Господь милостив, и у него есть возможность облегчить по нашим молитвам их участь. Святая Церковь вспоминает Сошествие Святого Духа. Дух Святой - это третье Лицо Святой Троицы. Мы, православные христиане, веруем во Святую Троицу, чем отличаемся от мусульман, иудеев, которые веруют в Единого Бога, но не признают ни Сына, ни Святого Духа. А мы признаем Святую Троицу, поэтому чествуем Святого Духа. Господь на пятидесятый день по Своем Воскресении послал ученикам Святого Духа, а еще раньше Он сказал: "Пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я" (Ин. 14:3). Мы представляем себе множество домов, как в городах-миллионниках. Но в Царствии Небесном очень много людей, и там никто не строит жилищ: их в Царствии Небесном мы строим сами, находясь еще здесь. Кто как живет, тот то себе и построит".
"Итак, чтобы ученики и последователи Христа не остались одни, Бог послал им Святого Духа, - продолжил архипастырь. - Когда Дух Святой сошел, ученики получили от Господа дары: стали говорить на разных языках, получили дары чудотворения, исцеления, проповеди. Они прошли по всему миру и везде проповедовали Христа распятого и воскресшего. Они были движимы Духом Святым, без которого ничего не движется. Дар Духа Святаго мы получаем при крещении и должны его сохранить. Для этого нужно вести благочестивую жизнь по заповедям Божиим. Люди плотские дара Духа Святого не имеют. Грешная жизнь несовместима с благодатью. Перед нами есть выбор: либо оставить грехи и обрести благодать Святого Духа, либо продолжать грешить - тогда пойдем во ад. Если человек живет духовной жизнью, это часто отражается на его лице. Если живет греховной жизнью - то же самое. От святых людей еще при жизни исходил свет. Мы потому такие вялые, ленивые, что в нас нет Духа Святого. Святые, подвижники были очень живыми, не ленились, не унывали. Только силой Духа Святого они смогли преодолеть выпавшие на их долю испытания. Так что если мы не молитвенны, сонливы - Духа Святого в нас нет. Мы должны молить Господа о даровании Духа Святого, чтобы Он исцелил наши немощи, укрепил нас".
"Что-то мы можем делать, Господь дает нам частицу Своей благодати, но спасительных духовных даров мы не имеем. Поэтому наша цель - стяжать благодать Святого Духа. Преподобный Серафим Саровский говорил, что в этом и состоит цель христианской жизни. Пусть эта благодать делает нас бодрыми, добрыми, любвеобильными. Но главное - любовь, не бывает благодати без любви. Если мы на кого-то обижаемся, сердимся - у нас благодати нет. Любовь и чистота - условия, при которых человек может стяжать благодать. Если этого нет, как бы мы ни старались, благодать получить не можем. Господь не дает нам сил, которые были у великих святых. Например, праведный Иоанн Кронштадтский каждый свой помысел исповедовал, поэтому у него была благодать: он исцелял людей, а сколько храмов, монастырей построил! Это невозможно было бы без благодати. Поздравляю нашу лавру с престольным праздником, обращаюсь в первую очередь к братии: стяжайте благодать Божию, чтобы люди, приходя сюда, видели в вас ангелов, которые здесь, в центре города, подвизаются, стяжая благодать Святого Духа", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Обители была подарена икона преподобного Серафима Вырицкого.
Градоначальник поздравил верующих с праздником, напомнив, что первый храм молодой столицы был посвящен Святой Троице, и именно в нем Россия была провозглашена империей. И монастырь, основанный государем Петром Великим, носит имя Святой Троицы.
Правящий архиерей подарил владыке Вениамину крест и панагию.
Наместник обратился с ответным словом и подарил букет белых роз.
День Святой Троицы (Пятидесятница) - один из двенадцати главных христианских праздников, его отмечают на 50-й день после Пасхи с 381 года. Именно тогда на II Вселенском Соборе в Константинополе было утверждено учение о трех ипостасях Бога: Отце, Сыне и Святом Духе. В храмах после Божественной литургии служится вечерня, молящиеся трижды совершают коленопреклонение, а священник читает семь молитв о Церкви, спасении верующих и упокоении душ усопших. Этим завершается период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов. По русской традиции, пол храма устилается свежескошенной травой, иконы украшаются березовыми ветвями, а цвет облачений - зеленый, символизирующий животворящую и обновляющую силу Святого Духа.